Ханс Беллмер и его куклы

01.05.2010

 

 

 "Прилаживать суставы, сочленения друг к другу, выжимать из шаров и из радиуса вращения образ детских поз, тихонько следовать контуру ложбинок, вкушать наслаждение от округлости, создавать красоту, внося в нее не без злорадства, тень деформации…обнажать тайные робкие мысли маленьких девочек, вскрывать самые сокровенные глубины этих мыслей" (с).

 

В 1934 году в частном издательстве немецкого города Карлсруэ была подпольно издана книга Ханса Беллмера (Hans Bellmer, 1902 – 1975) «Куклы» (Die Puppe), в которую вошли 10 фотографий шарнирных кукол, сконструированных художником, которые были скомпонованы в форме tableaux vivants - живых картинок. Ранее 18 фотографий с подачи Андре Бретона были опубликованы в парижском журнале сюрреалистов «Минотавр». В нацисткой Германии Беллмер сразу же был причислен к представителям т.н. «дегенеративного искусства», и был вынужден эмигрировать во Францию.

 Hans Bellmer

Работу над своей первой куклой Беллмер начал в 1933 году с помощью кукольного мастера, художницы по костюмам Лотте Притцель, вдохновленный рядом событий из личной жизни. Среди них — влюбленность в свою юную кузину, просмотр оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», в которой Гофман трагически влюбляется в куклу-автоматон, приняв ее за женщину под влиянием злых чар, и лишь в финале узнает о своей ошибке, а также ностальгия , вызванная присланной матерью коробкою детских игрушек.

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

  Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

Беллмер начал работать над эротизированным образом деформированной куклы, противопоставляя свой замысел официальному культу «арийского» здоровья и эстетике «классического» тела в гитлеровской Германии. В обращении к этой теме и её дальнейшей трактовке на художника повлияла автобиографическая книга Оскара Кокошки «Фетиш» (1925), а позднее — труд австрийского психиатра Пауля Шильдера «Образ и облик человеческого тела» (1935) и книга французского психиатра Жана Лермитта «Образ нашего тела» (1939). Последующие несколько лет Беллмер посвятит изучению женского и детского тела как предмета запретных желаний, расчленяя его на фрагменты, мешая конечности и органы, отображая отчаяние неудовлетворенного мужского желания и исследуя тонкие грани между между живым и механическим, телом и пластикой, страстью и бесстрастностью.

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

  Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

Беллмер мастерил женские манекены с остро обозначенными сосками, губами и вагинами, а после фотографировал их в непристойных позах в публичных местах и частных интерьерах. Куклы складывались и раскладывались, принимали причудливые положения, их головы прорастали из ягодиц, плечи совпадали с коленями, руки занимали место ног. Каждая отдельная метаморфоза создавала из женской куклы "артикулированный объект", имеющий скрытое символическое значение. Беллмер утверждал, что в играх с манекенами его интересует «механическое движение, приводящее к неожиданным смыслообразующим стыкам». Он обнаружил, что части тела подобны лингвистическим знакам, а каждая поза равна некой сентенции.

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

Беллмер объяснял, что хотел сделать игрушку для взрослых, которая смогла бы освободить их от комплексов. Метод избавления от комплексов заключался в том, что куклу можно было расчленять на самые желанные части, составлять их,  как вздумается, и глазеть только на них. Таким образом, уничтожалась необходимость общаться со всей женщиной и утверждалась абсолютная власть мужчины над ней.

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 Hans Bellmer, Die Puppe, куклы

 

 

Манекены Беллмера несут на себе отпечаток изорванности, расколотости и несостыкованности двух пространств - "моего", "личного" и того, что с ним соприкасается. Куклы физиологически точно передают пропорции девушки-подростка. Предельно точно воссозданы мышцы и "сочленения", контрастирующие с хрупкой гипертрофированностью кукольного торса. Для  Беллмера порнофотографии кукол были своеобразной формой протеста против ханжеской морали "порядочного" буржуазного общества, стереотипов комильфо, а также возможностью создания семантического коллажа, где неодушевленные предметы наделяются сексуальностью.


 
Использованы материалы
Александр Бренер, Барбара Шурц"Свидание в Сьерра-Леоне" (www.plexus.org.il),
Смолянская Н. "Символ нашего времени" (ec-dejavu.ru)
 



Комментарии
lilita  - Куклы   |2009-05-14
Очень занимательно !
Daemonicus   |2009-05-30
Он явно фан "Silent Hill"
Catcher  - Куклы   |2009-05-30
страшно,но красиво. необычно и пугающе. он будто бы маньяк,но интересный и привлекающий.

это почти порнография в искусстве.

а один снимок ужасно похож на поздние работы Дали. прекрасно,сюрреально,откровенно.
eprise   |2009-06-06
Идеально........
Catcher   |2009-06-07
это похоже на комментарий извращенца))
MarChu   |2010-05-12
вызывает отрицательные эмоции и некое чувство отвращения...я обратила внимание на взгляд творца - весьма злобный....
nichay   |2010-05-13
фигуры словно живые...и от этого не посебе..
А в последнем фото от взгляда куклы,пробежались мурашки..
tnvictor   |2010-05-15
... история любви "Пигмалиона" к (своей) Галатее рассказанная с в о и м и словами... скорее нравится,чем не нравится по форме(по исполнению).А содержание... пожалуй оно слишком уж личное для моего восприятия ... по японски лаконично...
Zvu   |2010-08-20
"отображая отчаяние неудовлетворенного мужского желания";
"Метод избавления от комплексов заключался в том, что куклу можно было расчленять на самые желанные части";
"уничтожалась необходимость общаться со всей женщиной и утверждалась абсолютная власть мужчины над ней".
Эти цитаты подтверждают то, что это создавал человек неудовлетворенный в сфере сексуальной. И понимая, что ему не удается насладится вживую, создавал картины, унижающие женщину. В большинстве его работ присутствуют только половые органы, женщины созданные лишь из ног и вагины.
Как можно называть такое идеальным?!
Разве является искусством дурные фантазии неудовлетворенного мужчины, унижающего женщину???
Lapulevich   |2010-10-26
Zvu, абсолютно с Вами согласна! Это не просто НЕИСКУССТВО, это нечто бесконечно пошлое и тупое. искусство, это ведь не просто красота или не красота, искусство - это глубина, а здесь нет ни красоты, ни глубины, а лишь плод больного , одержимого сознания... тупейший постмодерн!
religiosus   |2010-12-18
Ну, какая уж тут пошлость. Искусство ли, и искусство чего - с этим можно спорить. Но явление весьма любопытно.
marginalius   |2011-11-19
Какая прелесть!
"неискусство", "пошлое", "тупое", почему-то вдруг "постмодерн" - господа, но ведь это не критика!
Кто считает что "искусство" непременно обязано радовать глаз и быть "приятным", тот не смыслит в нем ничего.
В тексте к работам ведь даже разжевано: "...противопоставляя свой замысел официальному культу «арийского» здоровья и эстетике «классического» тела в гитлеровской Германии."
и ниже:
"Для Беллмера порнофотографии кукол были своеобразной формой протеста против ханжеской морали "порядочного" буржуазного общества, стереотипов комильфо..."
terafima   |2016-04-07
Творчество человека - это отражение его внутренней сути. Нельзя оправдывать его субъективными рассуждениями о "своеобразной формой протеста против ханжеской морали "порядочного" буржуазного общества". Если человеку нравится извращения - он будет кайфовать, переживая их (в фантазиях, в реальности, через творчество). В данном случае, это творчество настоящего педофила, сексуального маньяка. Может он и не касался своей кузины малолетней и только грезил о ней, но куклы созданы по её образу. А это значит, что как минимум он видел её обнажённой, подглядывал. Видно что куклы частично делались с натуры. С чьей? Все и всегда пытаются оправдать психически больных художников, но они не знают ни его мыслей, ни желаний, ни стремлений и тайной его жизни. А ведь это может оказаться не просто грязным и отвратительным, а уголовно осуждаемым - таким же как творчество этого художника. Оно за него расскажет обо всём что он творил. Творчество - отражает душу. По вашему такая душа прекрасна? Вы видели другие творения этого человека? Их нет. Почему? Потому что вот его душа. Она излита в этих куклах и это её единственное содержание. Т.е. человек посвятил жизнь своим извращённым запретным желаниям - ему нечем было жить кроме этого. Это печально и отвратительно одновременно. Но оправдывать это нельзя. И это не полноценное искусство, это искусство отвращения.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Hosted at it-m

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
IT-M hosting