Арнульф Райнер

dvx60195

Арнульф Райнер (Arnulf Rainer) — один из самых знаменитых и самобытных художников современной австрийской живописи. Хотя ярко выраженный индивидуализм его творческого пути вряд ли кто-то оспорит, работы Райнера могут быть интерпретированы в контексте эволюции австрийского модерна.

arn

В то время, как другие молодые живописцы в Европе первой половины ХХ века ориентировались на Париж и кубизм, чей взгляд был обращен вовне, венские художники открыли внутреннее пространство человеческого духа, мощь инстинктов и подсознательного, для передачи которого на холсте Кокошка, Шиле, Герстл и др. нашли собственные изобразительные средства. Такие тенденции были характерны не только для визуального искусства, но также музыки и литературы. В этот же период Зигмунд Фрейд разработал свою революционную теорию, с помощью психоанализа подтверждавшую интуитивные искания артистов.

arnulf1

Причиной образования специфического арт-климата могло быть множество факторов: ощущение конца мира, вызванного крушением монархии Габсбургов, атмосфера меланхолии и сентиментальности, схожие с бароковыми «радостью жизни и тоской о смерти», многовековое смешение наций и культур, сильное восточно-европейское влияние на Австро-Венгерскую империю. Так или иначе, факт остается фактом: около 1900 г. в Вене сформировалось целое поколение деятелей искусства, усиленно изучавших человеческую душу.

После Второй мировой Войны внезапно прерванные международные художественные дискуссии были возобновлены в Австрии и сосредоточены в основном на экзистенциальной проблематике. С 1945 г. искусство породило множество течений – от абстрактного экспрессионизма до современных компьютерных инсталляций. Вместе с тем, австрийское визуальное искусство лучше всего описывать как медитативное, ритуалистичное, церемониальное и во многом сакральное.

artwork_images_140325_445985_arnulf-rainer

Арнульф Райнер родился в Бадене, недалеко от Вены, в 1929 г.  Он художник-самоучка. Огромное впечатление на Райнера произвел сюрреализм и творчество Венской школы фантастических реалистов. В начале свои картины, изображающие подводные сцены и мистические сюжеты, Райнер рисовал только карандашом, но в последующие 20 лет он перепробует целый ряд изобразительных техник, например, офорт, сухую иглу, литографию, скринпринтинг.

arnulf_00

Как известно, сюрреалисты от литературы практиковали методику отключения разума при создании текстов, чтобы убрать из творчества все рациональное и положиться на волю освобожденного подсознания.  Основное предназначение автоматического письма заключалось в либерализации самого художественного творчества, в стремлении «освободить индивида от запретительных факторов, которые сдерживают его и приводят в замешательство порой до такой степени, что реализация его скрытых возможностей становится решительно невозможной». Главный идеолог этого явления – Андре Бретон – считал также вполне возможным применение автоматизма и в живописи. Таким образом, теоретики сюрреализма возвели в метод то, что доселе пребывало на службе психиатрии (автописьмо больных в состоянии гипноза) или считалось творчеством под влиянием «духов» (популярные в то время спиритические сеансы и засилье медиумов). Для Арнульфа Райнера идея автоматизма оказалось органична, с начала 50-х годов он с упоением выражает себя с помощью автоматического рисования. И мечтает, что однажды его картины увидят и оценят французские гуру – законодатели моды на сверхреализм. В 1951 г. Райнер таки попал в Париж и даже познакомился с Бретоном! Но увы (хотя в последствии окажется что к счастью) тот довольно холодно отреагировал на творчество молодого австрийца, и в целом встреча разочаровала Райнера.

Но в столице Франции не одни сюрреалисты делали погоду. Арнульф Райнер впервые столкнулся с явлением, которое в будущем обрастет множеством дефиниций – абстрактный экспрессионизм, или «живопись действия», или акционизм, или экшн-арт. Абсолютизировав одну из ведущих идей модернизма – представление о процессуальном характере искусства, о превалировании творческого акта над его результатом – произведением, Вильям де Кунинг, Жорж Матье, Джексон Поллок и Жан-Поль Риопель проторили новый путь в развитии живописи. В созданных ими художественных формах воплотилось стремление «дематериализовать» искусство, растворить его в окружении, в спонтанно протекающих процессах жизни, уничтожить грань между искусством и действительностью. Именно оттуда растут ноги хэппенингов и перфомансов, ставших ключевыми художественными формами уже следующей, постмодерной эпохи.

artwork_images_920_415240_arnulf-rainer

Арнульф Райнер продолжал использовать открытую сюрреалистами технику автоматического и слепого рисунка (он рисовал с закрытыми глазами), но считал, что это течение себя исчерпало. Теперь художника захватили идеи деструкции. Райнер искал не только новые изобразительные средства, он хотел расширить и собственные духовные горизонты, отсюда его погружение в мистицизм, изучение различных религиозных практик. Главная особенность его творчества той поры – это доминирование фигур крестообразной формы. Райнер еще не раз будет возвращаться к теме креста и распятия, а его заинтересованность пиковыми эмоциональными состояниями приобретет еще более выраженный характер, когда он станет экспериментировать с галлюциногенными наркотиками и углубиться в изучение живописи душевнобольных (он соберет целую коллекцию работ в стиле арт-брют).

Райнер изучал себя – и закономерно, что главным объектом творчества стал тоже он сам. В 1953-54 гг. появляются его первые черно-белые автофотопортреты, которые потом художник закрашивает краской. Так родилась техника закрашивания (overpainting), которая и сделала его знаменитым. В последствии закрашиванию подвергались собственные картины Райнера, картины его соратников по кисти, а так же полотна прославленных художников прошлого.

artwork_images_001

Angelika Kaufmann

arnulf-rainer_001

Тициан

Чаще всего для своих работ он использует монохромную краску — красную и черную, обязательно оставляя не закрашенными края картины-исходника. Многие называли такую живопись разрушительной и антитворческой, ведь по сути ничего не создается, а только уничтожается уже созданное. Но в той же мере это своеобразный эмоциональный акт, отчаянная попытка интенсифицировать живописный образ, заставить картину действовать, низвергнуть все ограничения, которые присутствовали в станковой живописи.

 В 1968 г. Арнульф Райнер создает первую серию закрашенных фоторабот «Гримасы».

На каждой фотографии автор принимает какую-то вычурную позу или экспериментирует с мимикой. Открыв для себя специфический язык тела, который придавал картине динамичность, Райнер неустанно вглядывался в свои многочисленные лица.

В этих работах он представил свою собственную эстетику абсурда, отличительными чертами которой была загадочность, неуловимость и недосказанность. На протяжении веков тело зачастую оставалось своеобразным табу, а его изображения были в некотором роде тенденциозными, Райнер же хотел запечатлеть то, что считалось неживописным, нелицеприятным, отвратительным. Все его закрашенные фотографии – это прежде всего погружение в себя, попытка самоидентификации и самотрасформации, диалога с самим собой.

70-е – хулиганский период в творчестве художника. Он участвовал в совместных арт-проектах и скандальных перфомансах с другими собратьями по «эстетике разложения», например, Дитером Ротом — автором скульптур из шоколада, золота и сырого мяса. Используя язык тела как средство артистического выражения, Райнер пытался рисовать пальцем руки и ступней, пробовал открыть таланты живописца у шимпанзе.

arnulf_rainer

Огромный резонанс вызвала серия его работ под названием «Маски смерти». Еще одно культурное табу – смерть – стало объектом художественного изучения Райнера.

Обращение к этой теме на самом деле очень логично, ведь заинтересованность в том, как человек выражает свои эмоции, не могла не привести художника к изучению того состояния, в котором отображена последняя, наивысшая экспрессия личности, грань, за которой наступает абсолютное отсутствие эмоций. Документирование финальной стадии человеческой выразительности воплотилось в серию закрашенных Райнером картин с изображением мумий, трупов, посмертных масок знаменитостей – Гайдна, Бетховена, Листа, Брамса, Робеспьера, Ницше, Гейне, Шиллера и др.

Образ смерти преследовал Арнульфа Райнера с молодости, он рисовал и фотографировал себя как мертвого, выступая в роли модели, стараясь натуралистично и правдоподобно изобразить предсмертные судороги. По словам художника, в процессе творчества он коммуникатировал с духом смерти, на подобии шаманского ритуала. И хотя в «Масках смерти» нет лица Райнера, его присутствии также ощутимо через резкость линий и коррозионные пятна, которыми он «приукрашает» картины.

death2

После 60-х годов, прошедших под знаком изучения физиономического языка и многообразности мимики, Райнера захватило совершенно другое – он посещает морги и кладбища, бывает на похоронах, собирает фотографии покойников, изучает изображения мертвых в книгах прошлых столетий. Его поразило то, что на лице мертвого отсутствуют какие-либо гримасы, психофизическое напряжение, возможности для диалога с ним, у мертвого нет желания понравится, обмануть, произвести какое-то впечатление, в его лице отсутствует манерность. Вместо этого – окончательное безразличие ко всему, что имеет какое-либо формальное значение. Это лицо терпения тех, кто отказался от борьбы, успокоился, сошел на нет.

Утверждают, что перед смертью все равны, и что смерть всех ровняет, но насмотревшись на умерших своими глазами и сравнивая их с лицами мертвых гениев, Райнер был поражен разительным отличием их застывшей мимики. Лица военных, политиков, руководителей более точенные, красивые, но при этом ограниченные и пустые, в отличии от лиц святых, мыслителей, художников. Возможно, это фундаментальное отличие, явленное в смертельной гримасе, возможно, следствие корректировки и ретуши, которую осуществлял тот, кто делал оригинальные маски, а может быть, это всего лишь личная наивная проекция Райнера. Интересен и тот факт, что избрав объектом изображения маски известных людей, имена которых художник обязательно указывает на обороте картины, на рисунке он тщателнешим образом зарисовывает их лица. Вот и попробуйте ответить на вопрос, зачем он берет маску, скажем, Гейне, и закрашивает ее так, что без подписи никто и не догадается, кому она принадлежит? Арнульф Райнер говорит, что на самом деле лицо покойника отражает не столько смерть, сколько жизнь, им прожитую. Таким образом, создавая «Маски смерти», не рисует ли он жизнь, подобно художнику, который использует зеркало, чтобы написать собственный портрет?

Для Райнера, выросшего в католической стране с сильной религиозной традицией, согласно которой смерть – всего лишь переход к иной, более совершенной форме жизни, неоспоримый факт физической смерти является серьезным испытанием для его убеждений. Художественным решением этого внутреннего конфликта и стали «Маски смерти».

Исследование смерти в творчестве Арнульфа Райнера одно из самых обширных в современном искусстве со времен безумного алхимика живописи Барнетта Ньюмена и его ошеломляющего цикла полотен «Этапы Крестного пути» (1958-1966).

pict.asp

arnulf1

Работая над изображениями фигуры Христа, мумий, посмертных масок, Райнер коснулся всех фаз смерти: ее непосредственность и  физическое продолжение во времени в трупах и мумиях; точная ее передача и кажущееся неприятие в случае с посмертными масками (которые так похожи у художника на маски живых); ее художественное переосмысление в зарисовывании распятия.

Райнер создал универсальный символ смерти — отраженное эхо безмолвия и конечности. В пределах различных этапов своего творчества и разных техник – нефигуративная живопись, принты и рисунки – художник двигался от изображения действительности к созданию яркого художественного образа, симулякра. Такое возвращение к проблеме смерти на разных уровнях подчеркивает трудность ее осмысления. Точно так же, как любой человек переживает эмоциональный и психологический дискомфорт при непосредственном столкновении со смертью, работы Райнера наглядно демонстрируют «сопротивление материала» при попытках живописца передать эту величайшую тайну, а так же определенный барьер восприятия для тех, кто смотрит на картины.

r095155a

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s