Арнульф Райнер. Закрашиватель

Версия для печати
23.10.2010
 Арнульф Райнер (Arnulf Rainer) - один из самых знаменитых и самобытных художников современной австрийской живописи. Хотя ярко выраженный индивидуализм его творческого пути вряд ли кто-то оспорит, работы Райнера могут быть интерпретированы в контексте эволюции австрийского модерна.
 

  арнульф Райнер

 

В то время, как другие молодые живописцы в Европе первой половины ХХ века ориентировались на Париж и кубизм, чей взгляд был обращен вовне, венские художники открыли внутреннее пространство человеческого духа, мощь инстинктов и подсознательного, для передачи которого на холсте Кокошка, Шиле, Герстл и др. нашли собственные изобразительные средства. Такие тенденции были характерны не только для визуального искусства, но также музыки и литературы. В этот же период Зигмунд Фрейд разработал свою революционную теорию, с помощью психоанализа подтверждавшую интуитивные искания артистов.

 

Причиной образования специфического арт-климата могло быть множество факторов: ощущение конца мира, вызванного крушением монархии Габсбургов, атмосфера меланхолии и сентиментальности, схожие с бароковыми «радостью жизни и тоской о смерти», многовековое смешение наций и культур, сильное восточно-европейское влияние на Австро-Венгерскую империю. Так или иначе, факт остается фактом: около 1900 г. в Вене сформировалось целое поколение деятелей искусства, усиленно изучавших человеческую душу.

После Второй мировой Войны внезапно прерванные международные художественные дискуссии были возобновлены в Австрии и сосредоточены в основном на экзистенциальной проблематике. С 1945 г. искусство породило множество течений – от абстрактного экспрессионизма до современных компьютерных инсталляций. Вместе с тем, австрийское визуальное искусство лучше всего описывать как медитативное, ритуалистичное, церемониальное и во многом сакральное.

 


Арнульф Райнер родился в Бадене, недалеко от Вены, в 1929 г.  Он художник-самоучка. Огромное впечатление на Райнера произвел сюрреализм и творчество Венской школы фантастических реалистов. В начале свои картины, изображающие подводные сцены и мистические сюжеты, Райнер рисовал только карандашом, но в последующие 20 лет он перепробует целый ряд изобразительных техник, например, офорт, сухую иглу, литографию, скринпринтинг.

 

 арнульф райнер

Как известно, сюрреалисты от литературы практиковали методику отключения разума при создании текстов, чтобы убрать из творчества все рациональное и положиться на волю освобожденного подсознания.  Основное предназначение автоматического письма заключалось в либерализации самого художественного творчества, в стремлении «освободить индивида от запретительных факторов, которые сдерживают его и приводят в замешательство порой до такой степени, что реализация его скрытых возможностей становится решительно невозможной». Главный идеолог этого явления – Андре Бретон – считал также вполне возможным применение автоматизма и в живописи. Таким образом, теоретики сюрреализма возвели в метод то, что доселе пребывало на службе психиатрии (автописьмо больных в состоянии гипноза) или считалось творчеством под влиянием «духов» (популярные в то время спиритические сеансы и засилье медиумов). Для Арнульфа Райнера идея автоматизма оказалось органична, с начала 50-х годов он с упоением выражает себя с помощью автоматического рисования. И мечтает, что однажды его картины увидят и оценят французские гуру – законодатели моды на сверхреализм. В 1951 г. Райнер таки попал в Париж и даже познакомился с Бретоном! Но увы (хотя в последствии окажется что к счастью) тот довольно холодно отреагировал на творчество молодого австрийца, и в целом встреча разочаровала Райнера. Но в столице Франции не одни сюрреалисты делали погоду. Арнульф Райнер впервые столкнулся с явлением, которое в будущем обрастет множеством дефиниций – абстрактный экспрессионизм, или «живопись действия», или акционизм, или экшн-арт. Абсолютизировав одну из ведущих идей модернизма – представление о процессуальном характере искусства, о превалировании творческого акта над его результатом – произведением, Вильям де Кунинг, Жорж Матье, Джексон Поллок и Жан-Поль Риопель проторили новый путь в развитии живописи. В созданных ими художественных формах воплотилось стремление «дематериализовать» искусство, растворить его в окружении, в спонтанно протекающих процессах жизни, уничтожить грань между искусством и действительностью. Именно оттуда растут ноги хэппенингов и перфомансов, ставших ключевыми художественными формами уже следующей, постмодерной эпохи.

 

Fingermalerei

Арнульф Райнер продолжал использовать открытую сюрреалистами технику автоматического и слепого рисунка (он рисовал с закрытыми глазами), но считал, что это течение себя исчерпало. Теперь художника захватили идеи деструкции. Райнер искал не только новые изобразительные средства, он хотел расширить и собственные духовные горизонты, отсюда его погружение в мистицизм, изучение различных религиозных практик. Главная особенность его творчества той поры – это доминирование фигур крестообразной формы. Райнер еще не раз будет возвращаться к теме креста и распятия, а его заинтересованность пиковыми эмоциональными состояниями приобретет еще более выраженный характер, когда он станет экспериментировать с галлюциногенными наркотиками и углубиться в изучение живописи душевнобольных (он соберет целую коллекцию работ в стиле арт-брют).

Райнер изучал себя – и закономерно, что главным объектом творчества стал тоже он сам. В 1953-54 гг. появляются его первые черно-белые автофотопортреты, которые потом художник закрашивает краской. Так родилась техника закрашивания (overpainting), которая и сделала его знаменитым. В последствии закрашиванию подвергались собственные картины Райнера, картины его соратников по кисти, а так же полотна прославленных художников прошлого. 

 арнульф райнер
Тициан 
 
Angelika Kaufmann
Чаще всего для своих работ он использует монохромную краску - красную и черную, обязательно оставляя не закрашенными края картины-исходника. Многие называли такую живопись разрушительной и антитворческой, ведь по сути ничего не создается, а только уничтожается уже созданное. Но в той же мере это своеобразный эмоциональный акт, отчаянная попытка интенсифицировать живописный образ, заставить картину действовать, низвергнуть все ограничения, которые присутствовали в станковой живописи. 

В 1968 г. Арнульф Райнер создает первую серию закрашенных фоторабот «Гримасы».

 

 арнульф райнер гримасы

 

На каждой фотографии автор принимает какую-то вычурную позу или экспериментирует с мимикой. Открыв для себя специфический язык тела, который придавал картине динамичность, Райнер неустанно вглядывался в свои многочисленные лица.

 

 

 арнульф райнер

 

В этих работах он представил свою собственную эстетику абсурда, отличительными чертами которой была загадочность, неуловимость и недосказанность. На протяжении веков тело зачастую оставалось своеобразным табу, а его изображения были в некотором роде тенденциозными, Райнер же хотел запечатлеть то, что считалось неживописным, нелицеприятным, отвратительным. Все его закрашенные фотографии – это прежде всего погружение в себя, попытка самоидентификации и самотрасформации, диалога с самим собой.

 

 арнульф райнер, гримасы

 

 

 арнульф райнер


 

 

70-е – хулиганский период в творчестве художника. Он участвовал в совместных арт-проектах и скандальных перфомансах с другими собратьями по «эстетике разложения», например, Дитером Ротом - автором скульптур из шоколада, золота и сырого мяса. Используя язык тела как средство артистического выражения, Райнер пытался рисовать пальцем руки и ступней, пробовал открыть таланты живописца у шимпанзе.

Огромный резонанс вызвала серия его работ под названием «Маски смерти». Еще одно культурное табу – смерть – стало объектом художественного изучения Райнера.

 

 арнульф райнер маски смерти

 

Обращение к этой теме на самом деле очень логично, ведь заинтересованность в том, как человек выражает свои эмоции, не могла не привести художника к изучению того состояния, в котором отображена последняя, наивысшая экспрессия личности, грань, за которой наступает абсолютное отсутствие эмоций. Документирование финальной стадии человеческой выразительности воплотилось в серию закрашенных Райнером картин с изображением мумий, трупов, посмертных масок знаменитостей – Гайдна, Бетховена, Листа, Брамса, Робеспьера, Ницше, Гейне, Шиллера и др.

Portrait de Van Gogh

Portrait de Jacques II
 
 Zigmund Freid

Образ смерти преследовал Арнульфа Райнера с молодости, он рисовал и фотографировал себя как мертвого, выступая в роли модели, стараясь натуралистично и правдоподобно изобразить предсмертные судороги. По словам художника, в процессе творчества он коммуникатировал с духом смерти, на подобии шаманского ритуала. И хотя в «Масках смерти» нет лица Райнера, его присутствии также ощутимо через резкость линий и коррозионные пятна, которыми он «приукрашает» картины.

 

 арнульф райнер маски смерти

После 60-х годов, прошедших под знаком изучения физиономического языка и многообразности мимики, Райнера захватило совершенно другое – он посещает морги и кладбища, бывает на похоронах, собирает фотографии покойников, изучает изображения мертвых в книгах прошлых столетий. Его поразило то, что на лице мертвого отсутствуют какие-либо гримасы, психофизическое напряжение, возможности для диалога с ним, у мертвого нет желания понравится, обмануть, произвести какое-то впечатление, в его лице отсутствует манерность. Вместо этого – окончательное безразличие ко всему, что имеет какое-либо формальное значение. Это лицо терпения тех, кто отказался от борьбы, успокоился, сошел на нет.

 

  арнульф райнер маски смерти

  Portrait de Liliencron

 

Утверждают, что перед смертью все равны, и что смерть всех ровняет, но насмотревшись на умерших своими глазами и сравнивая их с лицами мертвых гениев, Райнер был поражен разительным отличием их застывшей мимики. Лица военных, политиков, руководителей более точенные, красивые, но при этом ограниченные и пустые, в отличии от лиц святых, мыслителей, художников. Возможно, это фундаментальное отличие, явленное в смертельной гримасе, возможно, следствие корректировки и ретуши, которую осуществлял тот, кто делал оригинальные маски, а может быть, это всего лишь личная наивная проекция Райнера. Интересен и тот факт, что избрав объектом изображения маски известных людей, имена которых художник обязательно указывает на обороте картины, на рисунке он тщателнешим образом зарисовывает их лица. Вот и попробуйте ответить на вопрос, зачем он берет маску, скажем, Гейне, и закрашивает ее так, что без подписи никто и не догадается, кому она принадлежит? Арнульф Райнер говорит, что на самом деле лицо покойника отражает не столько смерть, сколько жизнь, им прожитую. Таким образом, создавая «Маски смерти», не рисует ли он жизнь, подобно художнику, который использует зеркало, чтобы написать собственный портрет?

 

  арнульф райнер маски смерти
Verwischte Kontur
Masque mortuaire de Senefelder

Masque mortuaire de Liliencron
 
Для Райнера, выросшего в католической стране с сильной религиозной традицией, согласно которой смерть – всего лишь переход к иной, более совершенной форме жизни, неоспоримый факт физической смерти является серьезным испытанием для его убеждений. Художественным решением этого внутреннего конфликта и стали «Маски смерти».
Masque mortuaire de Tassigny
Masque mortuaire de Guitry

Исследование смерти в творчестве Арнульфа Райнера одно из самых обширных в современном искусстве со времен безумного алхимика живописи Барнетта Ньюмена и его ошеломляющего цикла полотен «Этапы Крестного пути» (1958-1966). 

  арнульф райнер

 

Работая над изображениями фигуры Христа, мумий, посмертных масок, Райнер коснулся всех фаз смерти: ее непосредственность и  физическое продолжение во времени в трупах и мумиях; точная ее передача и кажущееся неприятие в случае с посмертными масками (которые так похожи у художника на маски живых); ее художественное переосмысление в зарисовывании распятия.

 

  арнульф райнер
 
 

Райнер создал универсальный символ смерти - отраженное эхо безмолвия и конечности. В пределах различных этапов своего творчества и разных техник – нефигуративная живопись, принты и рисунки – художник двигался от изображения действительности к созданию яркого художественного образа, симулякра. Такое возвращение к проблеме смерти на разных уровнях подчеркивает трудность ее осмысления. Точно так же, как любой человек переживает эмоциональный и психологический дискомфорт при непосредственном столкновении со смертью, работы Райнера наглядно демонстрируют «сопротивление материала» при попытках живописца передать эту величайшую тайну, а так же определенный барьер восприятия для тех, кто смотрит на картины.

Анна Бандальер 

 

Комментарии
interinna     |2011-10-26
Для Райнера, выросшего в католической стране с сильной религиозной традицией, согласно которой смерть – всего лишь переход к иной, более совершенной форме жизни
chausb14  - Air Max 90 Pas Cher     |2014-07-18
Air Max 90 Pas Cher very first the nice sports shoes for every day use:
one. helps prevent the usage of sports footwear in your not standard situation, is simply not while it is raining, snowfall, and also the harm once the tar residue throw (best known the meadow) as well as the tarmac. http://www.bonmallfr.com/pic/32---1-8926.jpg
couple of. inside natural be dressed in is certainly not avoidable, increase athletic shoes rate (will not shop for shoes or boots, though daily consecutively), these footwear enjoy a Destock Chaussures Nikeuseful greatest point out as well as most time life being listened to ahead of the then. Air Max 90 Pas Cher
3 or more. footwear in cases where dingy to immediately correct, stay away from just like sauces, h2o equals the upper metamorphic result brought on by the top fabric.
3. for carrying the actual outward air sofa sneakers, really should not be employed in chilled surroundings, keep ticket sprang leaks (fundamental heat range NIKE Potential Environment increase is mostly about 14 college diplomas down the page nothing)
NIKE vamp (as well as other Pick up please material intended for shoes trainers) plus obvious wash rag top, very easy, once lunch time, the bunch from serviette are generally despatched. In the event the zero locks, choose to notice so that you can materials tender and additionally damp, moistened key phrases is likely to make a soil harder to clean out. Nike Dunk Sky Hi Femme
for the purpose of shoes or boots, running shoesNike Free Run
take away primarily motive footwear discolored: 1st after you remember to brush footwear to try under pronating washing liquid (mouthwash is a nice pick), a good quality rinse off clothing when it's possible to use the white (preferably bright white tissue paper) give your boots the whole program, comfy dry there are out athletic shoes without having white. Throughout their the rest room cardstock, but there are lots of green. As well as if the boots or shoes soiled brush repeatedly, need to use a a detergent to clean out clear, frequently along with a softer Nike TNpad dipped in water that is clean will use considerably less cleaning agent.
if for example the shoes and boots are getting green, you can get on the stow to brush powder snow, the footwear housecleaning, while the shoe the moment rainy brush, and then engrossed in documents drying, keep your sneakers tidy since fresh. You appear from the Chaussures Nike Pas Cher Safari actor or actress hiking footwear, " booties " is certainly whitened, it really is by using head colour. eighty four boasts a lightening outcome of water use, corrosif. meal
bootsfrmao  - Nike Air Max Femme     |2014-10-07
Nike Air Max Femme youngsters with those groups need gloves who are not big enough, not to mention completely, you find his or her's desire not to seize well-hit grounders. They generally trend web marketing based on these individuals not to mention sigh within alleviation that this wasn’testosterone levels attack correct at them. An individual young person in your http://www.frmax.org/pic/20137240142770203.jpg leaped to have a dive reel in as well as then include the softball embark with their baseball glove. That they accustomed to see that if your baseball glove hit the baseball, you will have snagged them plus its an oversight for you personally. Because a soccer ball set in ones own baseball glove, it must live in currently there. In this particular Nike TN 2014;utes case, the actual soccer ball was basically certainly during his handwear cover but without doubt the application popped out and about. The real reason for that could be that your baseball glove didn’g healthy his particular present and then the world wide web wouldn’w not special closely.
He followed dejectedly back to Nike Blazers, their location, and even cursed on him or her self pertaining to going down the software. It had been as a arena due to a fabulous Charlie Red instance. In cases where he’d installed on to who sphere, although are actually trekking relating to environment turn out to be your satisfaction belonging to the power team. I really don’g be required to explain just how significant pressure from peers is to try using youngsters at present and once small children for no reason get the ball, it will flatten they and perhaps the viewers of oldsters watching this game. Quite often, Nike Free V5.0;vertisements very do it yourself to see an important pastime generally if the young people can’w not seize or even toss effectively.
Youthful Nike air max overly, can have difficulties putting together visitors, after walks player following batter, you're able to perception dissatisfaction. That handwear cover at the pitcher’'s side provides reverse the moment slinging in case it all Nike Air Max FemmeA fair range of youngsters originate from dwellings which New Balance Pas Cher;to afford an innovative glove year after year plus they is probably not in the position to have the funds for soccer shoes and boots. If perhaps there’'s one tool you ought to look into for junior snowboarding individuals, it must be any glove. Your kid is accessible standing for 1 / 2 this game, utilizing this type of baseball glove with their grip. If it’'s unpleasant, and also doesn’w not suit, that must take some of the joy from the jawhorse.
Nike Free V5.0;'s a new mind-boggling choice of children soccer manufacturers on the market from which to choose Air Max 90 Pas Cher;l developed with boys and girls planned who after all, don’l sufficient to be able to that handwear cover around. With 12 months, they've got possible outgrown the actual handwear cover, which means that what’erinarians the stage of shopping for a glove like that? Any handwear cover finnishes unused inside a storage room as well as for the shed terrain learning to be a pestering objective.
bootsfrmao  - Nike Blazers     |2014-10-07
Nike Blazers young ones in these types of leagues now have hand protection which are too small, together with overwhelmingly, the truth is his or her's desire not to reel in well-hit grounders. They often times influx doing it all signs them together with sigh throughout elimination not wearing running shoes wasn’l reach correct at them. A single young person on the http://www.aweige.eu/pic/2014730162721633.jpg leaped to create a plunging find only to possess the baseball pop out of his or her baseball glove. These accustomed to observed that but if your baseball glove moved a fabulous shot, you will get found it again plus its a miscalculation for your requirements. If your baseball is due to ones own handwear cover, you ought to keep in truth be told there. Within this Nike Air Max 1;ersus event, a football ended up being definitely during his glove yet nevertheless the software jumped released. The primary reason for which can be that baseball glove didn’w not physically fit his particular give additionally, the internet wouldn’testosterone levels close up properly.
The person went dejectedly to Nike Air Max Femme, this stance, and additionally cursed at their self with regard to reducing that. It was subsequently as a scenario using any Charlie Red break out. When he’in had put over to which usually baseball, nevertheless happen to have been taking walks for clouds and stay the actual delight with the crew. My partner and i don’longer really have to tell you how vital pressure from peers is with young ones nowadays so when kids in no way seize a soccer ball, it could possibly flatten the team in addition to the group of oldsters seeing this game. Typically, Nike TN 2014;vertisements positively torment to watch out a pastime in the event the young children can’t hook or simply organize accurately.
Youthful Nike TN 2014 way too, can get difficulties flinging occurs, and after walks hitter when hitter, you are able to impression frustration. Typically the baseball glove at the pitcher’s hand acts as a counterbalance if flinging in case this Nike TN 2014An acceptable range of young children because of property which will Nike Free Run pas cher;l have the funds for a new baseball glove year after year plus they is probably not able to have the funds for basketball shoes. If there’'s one device you might want to look at designed for younger generation snowboarding competitors, it has to be the actual baseball glove. Your youngster is offered standing for 50 % this game, because of this handwear cover to the hand. In cases where it’erinarians awkward, and even doesn’longer match, that is going to try of the delight from the jawhorse.
Air Max 90 Pas Cher;azines your mind-boggling collection of kids snowboarding brand names around you could choose Nike Dunk Sky Hi Femme;l developed with young children planned exactly who after all, don’testosterone levels have time to be able to all the glove in. Within one full year, they'll need almost certainly outgrown typically the baseball glove, hence what’utes the stage of choosing a baseball glove just like that? That handwear cover results unused inside a room or simply to the car port floor being a nuisance thing.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Hosted at it-m

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
IT-M hosting